Из истории дошкольного образования в России
Краткий экскурс в развитие общественного дошкольного воспитания в России отнесёт нас к эпохе царства Петра 1, именно тогда в 1706 году был открыт первый «домик для подкидышей» или зазорнорождённых детей. Затем по указанию Петра 1 при монастырях были открыты своеобразные воспитательные дома.
Во второй половине 18 века организуются государственные приюты для подкидышей и беспризорных в Москве и Петербурге. Отличительная черта этих первых дошкольных заведений - высокая смертность.
Затем появилась система патронирования, т.е. передача детей на воспитание в семью. Но и здесь смертность оставалась очень высокой.
С 18 века начинает складываться русская дошкольная педагогика. Выдающееся место в развитии науки принадлежит учёному М.В.Ломоносову, важную роль сыграли государственный деятель И.И.Бецкой и Н.Н. Новиков. На развитие дошкольного воспитания большое влияние оказал К.Д.Ушинский.
Первые детские сады в России появились в 60-х годах по инициативе частных лиц. Плата за них была высокая, пребывание детей – всего 4 часа, а первый бесплатный детский сад (народный детский сад ) был открыт в 1866 году в городе Петербурге « Обществом дешёвых квартир».
В целом развитие дошкольных учреждений шло в России крайне медленно.
Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В 1913 году затраты на одного ребёнка в год были 1 копейка.
К 1917 году в стране было 280 детских садов в больших городах, из них 250 –платных. С первых дней советской власти была учреждена государственная комиссия по просвещению, куда входил и дошкольный отдел. Открылись детские сады. К концу 1918 года работало около 400 детских садов, а в 1920 - 4723 дошкольных учреждения.
Восстановление народного хозяйства в 20-е годы, коллективизация сельского хозяйства в 30-годы, создали благоприятные условия для развития дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов общественного воспитания детей. И к 1940 году в стране была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тысячи детских садов.
Даже трудные годы войны правительство не прекращало развитие и расширение сети детских садов.
В послевоенные годы задачи развития детских садов постоянно включались в народнохозяйственные планы, большое внимание уделялось развитию дошкольных учреждений на селе.
К 1976 году в СССР насчитывалось более 117 тысяч постоянных детских садов.
90-е годы – годы резкого сокращения сети дошкольных учреждений. Радикальные социально-политические и экономические преобразования в нашей стране за 10 лет сократили сеть дошкольных учреждений на 40%, в год в среднем по России закрывалось 3,5 тысячи детских садов. В первую очередь были закрыты ведомственные детские сады и доля муниципальных ДОУ сегодня составила по России 80,1% от общего числа.
Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Есть мнение, что детские сады не нужны вообще, что образование детей до 6 лет надо отдать на откуп родителям, что они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребёнка к будущей ступени образования. Но аналитические данные свидетельствуют, что в услугах образовательных дошкольных учреждений нуждается подавляющее число родителей.